Все плохие дети будут наказаны
Анна остается одна в комнате с хрустальным шаром. Дверь заперта снаружи - госпожа Кейн позаботилась о том, чтобы посланница цирка не смогла вернуться назад. Стены этого небольшого помещения сплошь уставлены зеркальными стеллажами с книгами.
- Н-нет. Все отлично. Только... - я так и эдак кручу в руке список детей, - не знаю, к кому идти первой. Ну, то есть кого спасти раньше других... Если я не успею ко всем.
Я понимаю, что несу сущую чушь, но никак не могу остановиться, и будто со стороны с ужасом слушаю поток своей речи.
- Я имею в виду, я же не могу решать, кто из них достоин придти сюда, а кого можно отдать мисс Кейн. Разумеется, не следует отдавать никого, но... - я пытаюсь придти к логическому завершению умозаключений, это у меня никак не получается, и моя последняя фраза остается незаконченной: - В общем, если вдруг окажется, что времени мало?..
Твой взгляд скользит по списку: Айрис Доул, Томас Манс, Сьюзен Сьюзикью, Эппл Смит. Эппл Смит. Этого тихого мальчика со странным именем ты знаешь - ваши родители знакомы. Ты вспоминаешь дом, где жили Смиты. Сам он тихий и чересчур белобрысый паренек лет 13 или 14, который всем и всегда представлялся только по фамилии. Ты и имя его знаешь только потому, что слышала, как папа произносил его на кухне.
Я убираю список в карман, который оттягивают приятной тяжестью монеты, и встаю с койки.
- Попробую убедить его, - меня начинает переполнять уверенность, что я непременно справлюсь.
Должна справиться. Кто спасет этих детей, если не я.
-...поэтому мой отец так и любил рыбалку, - заканчивает он неуслышанное тобой предложение и тихонько смеется, - Ну, вот мы и пришли. Улыбка запрещает мне далеко выходить во время работы цирка и, думаю, город ты знаешь хорошо.
Вы стоите возле "входа" - там, где цепь фургонов образует широкий проход. Ты проходишь здесь сегодня уже четвертый раз, как и многие жители твоего города. Трава стоптана, везде валяются бумажные стаканчики и пакеты из-под горячей кукурузы и карамелек.
- К завтрашнему утру мы все здесь уберем, - говорит Обербубен, отпуская твою руку, - Да и вообще ночью... много работы.
- Мне придется идти сейчас? - я сама слышу в своем голосе жалобную нотку. - Смиты уже спят, наверное...
Мысль о Смитах заставляет меня задуматься и о себе: где я буду ночевать? Включает ли в себя работа в цирке и постоянное нахождение в нем, или мне придется возвращаться спать домой? Я вспоминаю об отце, но отчего-то ожидаемая тоска не поднимает свою голову, как будто мне стало все равно.
Что-то тебе подсказывает, что после "заставлять" есть большое и увесистое "но".
Тем более тут идти всего ничего, и двух миль не будет.
А летнее небо светло, как сказал Обербубен.
И, похоже, у меня нет выбора.
- Ну, тогда я пошла, - говорю я как можно более беззаботно и машу клоуну рукой.
- Я буду ждать нашей новой встречи.
Темные дома Бумажного переулка ждут тебя. Раньше тут жили зажиточные рабочие целлюлозного завода, чьи развалившиеся кирпичные стены еще видны на пустыре, ныне занятом Осенним цирком. Но с тех пор, как русло реки высохло, а завод переехал, переулок обнищал и сейчас здесь живут бедные люди, у которых, бывает, нет денег на отопление и еду. Половина окон заколочена, стены покосились, а палисадники точно не радуют глаз. Ты не знаешь никого из тех, кто живет в этом месте, кроме мальчика Курта, учащегося в другом классе. Но его в твоем списке нет.
Издали доносятся голоса, и я передергиваю плечами и ускоряю шаг, спеша вперед. До чего же унылое, мрачное место. Неудивительно, что его жители пребывают в постоянной безнадежности.
Калитка в палисадник, ограждающий дом Смитов, открыта нараспашку, как и все окна в их доме.
У входа на участок Смитов я оглядываюсь. Никого из семьи не видать, поэтому я захожу в калитку и шагаю напрямик к входной двери.
У меня по спине пробегают мурашки от этого странного незамолкающего шелеста.
Я решаю дойти до лестницы наверх и позвать хозяев оттуда. Если мне никто не ответит, моя совесть будет чиста, и я смогу попытать удачи с другим ребенком.
- Это Анна! - громко отвечаю я, подняв лицо к верху лестницы. - Анна Босворт. Я к Эпплу!
Когда я произношу имя мальчика, то непроизвольно вспоминаю детский стишок про яблоки.
«Пять маленьких яблок на дереве сидят...»
Шелет начинается снова, на этот раз сильнее. И за твоей спиной. Обернувшись, ты успеваешь увидеть, как входная дверь захлопывается, и в доме становится гораздо темнее, будто все окна разом задернули шторами. Ты успеваешь увидеть, как по углам разлетается что-то белое и маленькое.
Стишок все продолжает вспоминаться.
«Дразня Слинки-червя:"Не съешь ты меня"...»
Я хватаюсь за дверную ручку и отчаянно дергаю ее.
И это не просто листы.. они похожи на фигурки лебедей, жаб и еще каких-то животных. Сложенных из бумаги лебедей и жаб. Оживших и явно охраняющих дом.
Вытащив порезанный палец изо рта, я отступаю назад, к лестнице, откуда слышала голос. Возможно, это Эппл. И, возможно, он знает, как справиться с бумажными стражами - в конце концов, это его дом.
«Вдруг мистер Слинки тишком приползает...»
Бумажные фигурки на стенах и окнах поднимают свои крылья, острые, как шипы, при звуках его голоса.
Как бы ни было мне страшно, на середине пути я оборачиваюсь, чтобы оценить, насколько далеко возможные преследователи.
«И с дерева яблоко тут же сгрызает...»
- Хватайся!
Мне очень страшно.
«Четыре маленьких яблока...
Три маленьких яблока...
Два маленьких яблока...
Одно маленькое яблоко...»
Смит и ты сидите напротив друг друга, тяжело дыша. Волосы парня всклокочены и выглядит он не лучше тебя. На чердаке тихо, пыльно и почти нет вещей.
Я совершенно не готова к такой ситуации. Не то чтобы кто-то мог бы быть к ней готов. Ну, в самом деле, часто ли на человека накидываются бумажные существа? Не знаю, смог ли бы кто-нибудь другой на моем месте проявить отвагу и противостоять им, но сомневаюсь.
- Я... я не знаю, - тихо говорит он, - Они просто выгнали меня сюда. Это все мои журавлики.... Я складывал их из бумаги. Хобби. Папе нравилось. Они все поднялись и загнали меня сюда. И не дают выбраться. Я... я сюда даже не забирался раньше.
Он обводить свой пыльный чердак рукой: два шкафа, древний сундук и поломанные тумбочки, за которыми видны рулоны старых обоев и стулья, которые совсем уж нельзя починить. Последние лучи солнца пробивают через маленько окошко прямо у крыши.