Все плохие дети будут наказаны
После того, как Бугимен был убит собственной матерью, а господин Улыбка сразился с капитаном пиратов, Ингрид оказалась сама по себе. Она впервые в цирке и даже ночью тут слишком много цветов и шума. Работники цирка убирают поле битвы, занося сундуки с золотом по фургонам. Бедная маленькая тень буквально мечется между ними. В ее маленькой жизни-нежизни сейчас испуг и одиночество.
Что будет делать это создание, которому вскоре предстоит сыграть свою роль в разыгрывающихся событиях?
Недоуменно взирая со стороны своего нового прибежища под одним из фургонов на шумное столпотворение, тень понимала, что дороги назад нет. Без хозяина и без друзей нужно было научиться выживать здесь. Или покинуть временное пристанище и поискать нового хозяина в другой части подлунного мира.
Клоунов гоняет циркач с мальчишеским лицом и рыжей шевелюрой, его грим изображает печально-злое лицо. Танцовщицами руководит миниатюрная женщина в каких-то традиционных восточных одеждах.
Обилие цветов и звуков ошеломляет маленькую тень. Этот, реальный мир, совсем нов для нее, совсем недавно вылупившейся из зеленого яблока. Раскинув сеть своих тонких чувств, Ингрид ищет в ближайшей местности что-то безопасное, спокойное. Таких укрытий находится три. Вблизи цирка есть какое-то большое скопление людей и зданий, наверное, это город - там есть что-то большое, сильное, какой-то дом с богатой историей, в тени которого можно спрятаться и кладбище, полное укрывистой тьмы. В лесу, который находится за оградой из цирковых фургонов, похоже, найдется несколько безопасных оврагов.
Уже на самой опушке она замерла, сливаясь с густой, словно масло, сейчас такой спасительной темнотой. Даже здесь, вдали от людей, жизнь не прекращалась ни днем, ни ночью - от легкого ветерка колыхались кроны, насыщая робким светом землю, шумели травы и звери, в тенистом овраге квакали жабы. Пахло влагой и сыростью, жуки и насекомые копошились в коре поваленного дерева неподалеку, кое-где шуршали крыльями птицы и летучие мыши. Еще один овраг, чуть дальше в глуши, был непривычно тих. Туда едва ли добрался бы человек, а раскидистые кроны опускались низко, словно образуя невидимый шатер вокруг него. Только мошкара по-прежнему кружила над лужицами стоялой воды. Именно туда и поплыла тень, огибая стволы и оставляя позади разноцветные пятна цирка.
Свернувшись в клубок на дне оврага, Ингрид, наконец, успокаивается. Прелые листья, влажная земля, шелест маленького ручья - все это дает ощущение безопасности. Сосредоточившись на журчании воды, тень начинает впадать в сон-несон, который могут испытывать те создания, которые, как и принц кошмаров, лишены послесмертия, а, значит и его вестников - сновидений.
В этом дремотном состоянии в тихой песне воды Ингрид начинает различать негромкий голос.
- Ингрид...
Ингрид...
Ингрид...
Приди, дочь моя, внучка моя, сестра моя. Услышь меня, маленькое создание. Увидь.
Привыкшая к движению, тень пребывала в полудреме, различая только монотонное покачивание на волнах, уносящих все дальше и дальше.
- Ингрид, Ингрид, Ингрид. Ты нужна мне, Ингрид. Ты нужна той, кто породила всех вас.
"Хорошо, хорошо, маленькая. Хорошо" - слышит тень успокаивающий голос из ниоткуда, - "Тихо, тихо, маленькая. Тихо. Не бойся. Я - мама. Я - ночь. Я - та, что была и будет. Я живу над людьми, под людьми, внутри людей. Ты - часть меня. Вы все - часть меня. Ты - вышла из меня. Ты была мной когда-то очень давно. И теперь мне нужна твоя помощь. Мне нужна та, что была верна Бугимену. Та, что любила его. Чтобы найти и помочь ему снова. Чтобы спасти его. Спасти нас. Сладко, сладко, маленькая. Сладко. Будь здесь. Слушай меня"
Тьма окружает Ингрид со всех сторон. Она везде - теплая, безопасная, огромная. Будто тень висит в тихом пузыре в толще океана над огромной пропастью, куда не может упасть.
"Скажи, скажи, маленькая. Скажи. Поможешь мне?"
Воспоминание о Бугимене отозвалось колкой болью - он опекал ее как мог, учил и заботился... Неужели он и правда заслужил свой конец?.. Из печальных размышлений ее вырвал голос Тьмы: "Чтобы найти и помочь ему снова. Чтобы спасти его..." - отзывалось эхом со всех сторон. Тень резко дернула хвостом.
-Я помогу! - слова вырвались, пожалуй, даже слишком громко, отскакивая от стен пузыря и возвращая их владелице, словно еще раз подтверждая свою готовность. Пришло время самой помочь себе и своей семье.
Только одно короткое слово и пропасть под Ингрид перестает быть захватывающим и безопасным местом. Окружающая ее поддержка куда исчезает и маленькая тень чувствует, как она будто бы начинает скользить по наклонной поверхности - и все ниже и ниже, проваливаясь в какое-то ужасное, неизвестное, находящееся нигде место! Это ощущение трудно описать: вокруг нет цветов, запахов, звуков, лишь чувства. Прежде, чем Ингрид успевает запаниковать, ее засасывает воронка тьмы и маленькая тень ощущает, как самое ее естество вытягивается, скручивается и меняется. Это страшно, очень страшно. И когда Ингрид понимает, что сейчас погибнет, разбившись о невидное дно, что ее сейчас разорвут течения и вихри тьмы, тень будто бы выносят на теплый берег.
Ингрид обнаруживает себя стоящей в пятне света посреди бесконечной тьмы. Стоящей. На двух ногах. Вдоль тела протянулись руки. Над торсом на шее держится голова. Но как Ингрид не пытается себя осмотреть, она не может уловить собственный облик.
"Страх говорит нам о тех вещах, которые мы не успели исследовать. Страх охраняет нас от развития. Страх правит всем. И тот, кто преодолел его, получает новую жизнь"
Тьма перед Ингрид густеет и из нее формируется прямоугольник полированного черного камня, отражающего облик не хуже зеркала.
"Для того, чтобы помочь Бугимену, ты должна выглядеть, как человек. Скажи мне, моя маленькая, скажи мне, девочка, какую внешность мы тебе подарим?"
Желтоватый поток света, струящийся словно из ниоткуда, казалось, подсвечивал отражение изнутри - в куске камня, однако, оно не выглядело до конца сформированным. Будто художник нарочно смазал края, намекая на незавершенность картины.
Ингрид прикрыла глаза, думая, какой бы она хотела быть.
"Тенью", - подсказало сознание. Незаметной среди густоты ночи, невысокой, чтобы проникать туда, где скрываются тайны и шуршат листья на ветру, легкой, чтобы не оставлять следов и ходить по тонкому настилу, тихой, чтобы не привлекать к себе внимание. Обычной. Растворись она в толпе - никто бы не заметил ее отсутствия, приняв за игру воображения и задаваясь вопросом, был ли этот человек здесь вообще. Никто не смог бы подумать, что внутри нее - порождение Тьмы.
Именно такой она представляла себе собственное человеческое обличие. Тень перестала жмуриться. Тут же по глазам ударил яркий свет. Отражение, еще пару минут назад казавшееся расплывчатым, обрело свои истиные черты: в отражении напротив Ингрид видела невысокую девушку с теными, почти черными волосами чуть ниже плеч и такими же, цвета спелой вишни, глазами. Аккуратный курносый нос, тонкая полоска губ, высокие скулы. Маленькая родинка над левой бровью, казалось, была единственным акцентом на лице, способным запомниться, но Тень не возражала против крохотного отличия своей индивидуальности.
Стройная, даже немного худощавая, она выглядела молодо и легко сошла бы за подростка. Простая темная одежда состояла из черной кофты и мышиного цвета штанов. На ногах имелась пара удобной обуви.
Возможно, по человеческим меркам это не было эталоном красоты, зато идеально соответствовало внутреннему представлению о ком-то незаметном.
-Я хочу быть такой, - обратилась она в вечную Тьму.
Пелена темноты вокруг Ингрид начинает разворачиваться. Будто кто-то снимает шкурку с яблоками, аккуратно и точно орудуя фруктовым ножом. Слой за слоем чернота спадает, спиралью уходя куда-то под ноги маленькой тени. Да. Теперь у Ингрид есть ноги, узкие маленькие ступни в удобных кожаных мокасинах, не стесняющие движения штаны. Теперь у нее есть торс, гибкий, с подвижными суставами, затянутый в бледную кожу. Руки с длинными пальцами. На плечи падают легкие локоны волос.
Ингрид стоит посреди оврага, в котором пыталась найти убежище. Перед ней лежит книга.
"Бугимен, мой Бугимен, сейчас застрял в волшебном мире. Директор Осеннего цирка думает, что владеет им, как владеет своими фургончиками. Глупый, глупый, глупый. Ему ничего не подвластно и в этот мир есть много входов. Да, много входов и выходов. Прочти эту книгу и ты отправишься на поиски нашего принца, нашего глупого принца"
Исследование, однако, спустя какое-то время было оставлено - Ингрид все еще держала в руках книгу, и чтение не стоило откладывать на потом. Стояние на двух ногах, правда, оказалось, утомительным, и тень устроилась у ближайшего дерева, привалившись к стволу и положив книгу на колени. Шершавая обложка приятно щекотала пальцы, а от страниц веяло чуть слышным вкусным запахом старины и бумаги. Перелистнув форзац, девушка углубилась в чтение.
Название не обманывает, в книге действительно напечатаны сказки. Небольшие, увлекательные истории, полные снега, северного сияния и волшебства, порой чудесного, а порой ужасного и жестокого. Перелистывая страницу за страницей, Ингрид читает про белых великанов, играющих камнями, как мячами, про мальчика, которое мачеха отдала на съедение голодным волкам, но в результате сама оказалось у них в желудках, про грустную принцессу, оставшуюся одну в замке высоко в горах. Листы переворачиваются с тихим шорохом, стройные черные буквы складываются в удивительные истории - про тролля, решившего учиться у сапожника, про сына короля, влюбившегося в колдунью, про кухарку, нашедшую волшебный гребень.
Сказка за сказкой.
Ингрид и сама не замечает, как чтение с головой захватывает ее. Проглатывая главу за главой, она постепенно перестает замечать окружающий мир, его запахи, его цвета, его звуки. Остается лишь книга. Лишь истории. Лишь сказки, которые с каждой прочитанной страницей становятся все реальнее.
Рыцари и разбойники, бедняги и колдуны, вещие совы и белки, ворующие детей, как орехи. Принцессы и чудовища, морские жители и небесные божества, несущие в сумках громы и молнии... все они будто выходят из книги, молчаливым кругом окружая читающую девочку-тень.
Страница за страницей.
Время исчезает, стянувшись в строчку на белом листе. Книга не отпускает Ингрид, которая с широко раскрытыми глазами читает все новые и новые сказки.
И лишь когда закончена последняя история и твердая обложка закрывает белизну листов, посланница Тьмы может поднять голову.
Она сидит на набережной, вымощенной черно-белой плиткой. Фонари на толстых столбах освещают залив, в котором на волнах покачиваются парусные корабли. Позади девочки возвышаются каменные дома. Туда-сюда ходят люди в смешных и нелепых одеждах.
Переход был незаметен - не чета выворачивающему наизнанку пути через кривые зеркала. Ингрид снова оказалась на Той Стороне.
Перелистнуть страницу.