Все плохие дети будут наказаны
Можно сколько угодно вертеть головой по сторонам - Ева и Бетани будто сквозь землю провалились, да и сам цирк будто опустел, только хлопают незакрытые двери фургончиков.
- Трюки, - хрипит Гуч, - Обман. Улыбка обманет. Глаза отведет. Не пустит в город.
- Трюки, - хрипит Гуч, - Обман. Улыбка обманет. Глаза отведет. Не пустит в город.
Я готов отдать ему хоть всю квартиру, лишь бы начать что-то делать.
Я спускаюсь с крыши, не заходя домой - по растущему неподалеку дереву. Не обойтись без подранных локтей, но меня это никогда не волновало.
- Веди!
- Давай сюда! - взмахнув рукой, я иду вверх по улице. - Был бы самокат, я бы в миг домчал...
Мнения Гуча я уже не спрашиваю - уже привык, что, хоть он и старше, решений от него не дождаться.
Если никто не отвечает, я обхожу дом вокруг, чтобы пробраться внутрь через окно или чердак. Возиться я не буду - если все закрыто, просто выбью стекло камне и влезу внутрь. Может, смогу разобраться, куда отправились жильцы. Кажется, в этом доме жил еще какой-то мальчишка... но я плохо его помню.
- Здорово! - кричит Гуч и разбивает камнем соседнее окно.
- Скоро здесь вообще не будет никаких игрушек, - шепчет он себе под нос, затем принюхивается, - Тот, кто здесь жил, работал с тестом. Знаешь, где это могло бы быть?
С удивлением рассматриваю игрушки, которые Гуч вытаскивает из-под кровати: резиновый полосатый мяч, брызгалки, клоун, у которого выдрана половина волос, смешная желтая утка с утятами... Да это же хлам Яки! Я как-то хотел выменять у него утку для Бетси, но не вышло. А ведь он уже взрослый парень, постарше меня, хоть и хилый. Зачем ему эти утки? С такими мамаши купают малышей.
Я понимаю, что не помню, чтобы видел маму Яки - и осматриваюсь, есть ли в доме следы ее присутствия.
- Знаешь что, Хью, оставь-как ты эти игрушки здесь. Еще найдешь получше. Эти для малышей. Пошли в пекарю!
Я выбираюсь через окно наружу, и мы снова несемся по городу - мимо старика, гоняющего голубей, грузных тетушек, прыгающих по клумбам и дерущихся на палках мужчин.
Хорошо бы старик сам со мной заговорил, так со взрослыми легче сладить. Но если он продолжает молчать, я негромко спрашиваю:
- Простите, мистер. Мы ищем отца Яки. Он работает здесь, в пекарне. Знаете его? Не подскажете нам, где его найти?
Этот мистер не скачет через веревочку, не гоняется за тетушками и не швыряется камнями. Может быть, нам повезет, и окажется, что он остался взрослым.
- Он ушел, но позже чем все. Говорит, пошел в библиотеку. Держи лошадку, пацан, - он дарит тебе весьма искусно вылепленную хлебную лошадь, - И держись подальше от этих куполов! Ох, неспокойно мое сердце за внучку, ох, неспокойно.
- Спасибо, мистер. А вы... вы не видели маленькую девочку? Рыжие волосы, а в них - голубая лента... И с ней игрушечный кролик. Видели?
- Нет. Но я могу сделать тебе хлебного кролика, если хочешь.
Гуч-Хью уходит в другой конец двора, роясь в деревянный ящиках, в которые грузят свежий хлеб.
- Сделайте лучше кролики вашей внучке, сэр. Девчонки это больше любят, - я уже собираюсь уходить и хватаю Гуча за локоть, чтобы оттащить от булок, но внезапно проникаюсь сочувствием к старику. - А кто ваша внучка, сэр? Если я встречу ее, передам, чтобы держалась подальше от куполов...
- Фуу, он сейчас плакать начнет, - шепчет тебе Гуч с полным ртом - он жует маковую булку.
- Его тоже двинуло, - говорит Гуч, - Или он уже был двинутый.
Ты вспоминаешь довольно громкую историю ссоры сына с отцом в семье Доул. Старика то ли выкинули на улицу, то ли он лишил наследства всех своих потомков, в общем, какая-то взрослая, скучная, неприятная история. Девочку Айрис, довольно взрослую, почти подростка, ты встречал несколько раз на улице.
Когда я подхожу к крыльцу, щеки наливаются румянцем - как я мог забыть, что дома валяется взятая здесь книжка? "Ноев ковчег", кажется. Рисунки в ней странные: человеческие фигурки на шарнирах, звери, словно вырезанные из плоских досок, из-за них ее и выбрал. А вот история оказалась так себе. Кто же приходит в библиотеку и не возвращает взятых книг? Я мотаю головой, стараясь вытряхнуть из воображения нахмуренное лицо отца, и взбегаю по ступенькам.
Взявшись за дверную ручку, оглядываюсь на Гуча, но его вид решительности не прибавляет. В сквере качаются высокие деревья, словно пытаясь забросить свои тени в окна библиотеки. Мне мерещится, будто ветер приносит с пустыря за Бумажным переулком звуки крутящихся цирковых каруселей, и плечи сами собой вздрагивают.
- Пошли, - командую я себе, - и спешу проскользнуть в коридор, ведущий в большой круглый зал.
- Он здесь, - сдавленно говорит мальчик-клоун, - Нам надо бежать!
Но с места Гуч не двигается.
- Так беги! - первые слова вырываются с булькающим хрипом, но дальше я кричу во все горло. - Гуч, беги! - и еще громче, всегда можно еще громче. - На помощь!
Вот только куда бежать? Здесь - это внутри или снаружи? Я растерянно верчу головой.
Боль от ногтей возвращает тебе способность двигаться. Но Гуччи все так же стоит, как вкопанный и будто бы даже его начинает уносить темным вихрем в сторону.
- Хью! Ты не Гуч, ты Хью, они не могут с тобой ничего сделать, - вся эта чепуха сама собой вырывается из легких.
- Унести! Унести! Забрать! Забрать! - слышишь ты их крики, шепот и клёкот.
- Не бросай меня! - в отчаянии кричит Гуч.
- Цирку! Ты принадлежишь цирку!
- Пожалуйста! - Гуч с явным усилием рвет темные узлы и вцепляется в тебя второй рукой. Ты уже не понимаешь, что вокруг, вас кружит темный хоровод. Но держишь его из-за всех сил, твердя, что его зовут Хью.
Внезапно все кончается. Но вы не рядом с библиотекой. Это похоже на старое кладбище рядом с твоим городом в темную, пасмурную осеннюю ночь. Гуч-Хью падает тебе на плечи, рыдая и вздрагивая.
- Только не обратно, - хлюпая носом, шепчет он, - Не обратно.
Похоже, за нами следили все время, пока мы были в городе. А раз следили, значит, или мы им чем-то важны, или подобрались к важному месту. Все произошло слишком слишком быстро, чтобы я успел как следует испугаться или хоть что-нибудь понять. А может, я вовсе перестану бояться после этого лета? Если уж такие вещи перестали меня пугать, так я почти что бесстрашен!
Осматриваться по сторонам довольно сложно из-за висящего на мне приятеля, но оттолкнуть его сейчас - совсем не дело. Я изворачиваюсь и верчу головой, чтобы понять, где мы все-таки оказались и почему сейчас ночь. Не слишком часто я бывал на городском кладбище, предпочитая ему городские крыши, речку и лес, но выбраться отсюда наверняка смогу.
Хью вздрагивает, но твои слова его успокаивают и они идет за тобой, пока вы бродите сред частокола крестов. Пока не ясно, где здесь выход. Небо затянуто черными тучами.
- Это тени. Живые тени. Слуги Бугимена, - он чуть всхлипывает, - Человека-из-шкафа. Он служит цирку. Ты боялся чего-нибудь в детстве?
Как-то, еще совсем маленьким, я видел большущий пожар. Полыхало целое здание. Внутри уже никого не было, папа держал меня за руку, и вокруг стояли люди, которые тоже просто смотрели. Не похоже было, чтобы кто-то боялся, но у меня тогда душа ушла в пятки. Я так и вообразил, как оно здание сейчас наклонится вперед и рухнет прямо на нас. И все-таки это было очень захватывающе, я не мог отвести глаз, несмотря на то, что сердце перестало биться. Вот только ни Гучу, ни еще кому-то знать про это вовсе необязательно.
Я снова вспомнил Бетси, которая сейчас неизвестно где. Вот она-то всего боится - девчонка...
Нащупав в кармане пару конфет, которые я всегда держу для сестренки, я вытаскиваю и протягиваю их Гучу:
- Хочешь, Хью? Пошли, проверим стену. В таких местах всегда найдется какой-нибудь лаз.
Думаю, Бетси не обидится. Она уж точно бросилась бы утешать парня, и сделала это получше, чем я.