Все плохие дети будут наказаны
Анна обнаруживает себя в маленькой комнате, уставленной шкафами и зеркалами. Она сидит перед трюмо, полки которого завалены флаконами с духами, тюбиками губной помады, коробочками присыпки, пудры, туши и тому подобными вещами. В зеркале Анна видит свое лицо. Оно взрослее, красивее, черты кажутся строже и правильнее. Что это? Возраст? Удачный макияж?
Какая же я глупая, одергиваю я себя. Конечно же, я крашу лицо каждый день, ну как я могла это забыть. Вот мои помады и духи, пудры, туши и прочие средства, при помощи которых женщины преподносят себя толику красивее и интереснее, чем они есть от природы.
С чего же начать? С чего я обычно начинаю? Я вспоминаю, как красилась мама. Сперва тональный крем, потом пудра и румяна... Дальше глаза, брови и, наконец, губы. Завершающим штрихом станут духи, по капле за уши, на шею, и не забыть про запястья.
Мои пальцы порхают над баночками и тюбиками так умело, как если бы они принадлежали знаменитой пианистке, извлекающей дивную мелодию из своего инструмента. Я ничуть не удивляюсь этому, ведь я наношу макияж далеко не в первый раз, как и полагается женщине.
Мое лицо, за исключением тронутых искусственным румянцем скул, приобретает благородную бледность, на контрасте с которой ярко выделяется изгиб широких бровей. Красные губы сами собой растягиваются в улыбке, когда я рассматриваю себя в зеркале, как будто заново поражаясь своей элегантности. Даже волосы не кудрявятся непослушной гривой, а выпрямлены, заново завиты и уложены в локоны.
Когда я успела поработать над прической, не знаю, да и важно ли это, если из зеркала на меня смотрит настоящая леди? Определенно, сегодня я буду блистать.
- Миледи, ваше место уже готовы. Вы можете спускаться.
Я открываю дверь и выхожу из комнаты.
- Кушанья сейчас прибудут, а пока прошу насладиться аперитивом, - шепчет тебе слуга, прежде чем удалиться.
Сидящий за столом мужчина в длинном пальто, шляпе и перчатках поворачивается к тебе и коротко кивает.
Я подхожу к мужчине и опускаюсь в обитое бархатом кресло.
Я открыл глаза и обнаружил себя в странно знакомом помещении, театре, передо мной был стол, на столе стоял бокал, наполненный вином наполовину, я понял, что пью уже некоторое время.
Чтож, если жизнь дает тебе лимоны, делай лимонад!
Я потянулся к бокалу и замер.
Мои руки. Что с ними.
Я был уверен, что раньше они выглядели по другому. На краю сознания шевельнулась какая-то мысль, воспоминание о прошлом, но как я ни старался на этой мысли сконцентрироваться, как часто бывает, вспомнить не удалось. Что-то было не так. Я выглядел не правильно, был чем-то неправильным.
Монтировщики заканчивали выставлять декорации.
Скоро должно было начаться представление.
Мои путаные мысли прервал звук открывающейся двери - входит девушка.
Я киваю ей и она садится рядом со мной.
Да что же не так с моими руками!
Надо бы представиться.
- Здравствуйте, Анна, меня зовут, - на секунду замираю, осознав, что откуда-то точно знаю её имя, - Йозеф, я Йозеф.
Я смущенно кашляю и пытаюсь собраться с мыслями.
Народ постепенно заполняет зал. Похоже, у вас есть время лишь на несколько реплик, прежде, чем свет погаснет.
Пожалуй, все же стоит представиться. Сидеть и молчать вот так невежливо. Чего доброго, Йозеф сочтет меня странной или нелюдимой.
- Босворт, Анна Босворт, - мой голос к концу фразы затихает, когда я понимаю, что называю себя, как ребенок взрослому. - Эм... я рада видеть вас... сегодня... здесь.
Не самое удачное начало знакомства.
- Видеть... Видеть? Вы... Да, я тоже рад видеть вас. Кажется, у меня уже давно не было компании.
Я попытался скрыть беспокойство. Пусть рядом со мной и была только эта девушка, но у меня было чувство, будто тысячи глаз таращатся прямо на меня. Я не узнавал своих рук, потому что они успели состариться с тех пор, как я видел их в последний раз.
- Что вас сюда привело?
- Топор как будто настоящий, - я говорю скорее себе, чем Йозефу. - Не похоже, чтобы он был сделан из картона, как все остальное.
Свет гаснет окончательно. Актеры, одетые средневековыми стражниками, выводят на сцену нового участника действа, пленника с мешком на голове. Парень одет только в видавшие виды рабочие штаны и растительности на его теле можно позавидовать - он будто покрыт шерстью.
Стражник срывает с головы пленника мешок и публика в зале удивленно охает. Свет софитов выделяет резкие, животные черты лица: губы, скривившиеся в оскале, которые обнажает острые зубы, волчьи уши, звериный кожаный нос.
Я дергаюсь, пытаюсь освободиться от хватки стражников.
Что происходит? Кто все эти люди? Публичная казнь? Это все происки усача! Знал, что он попытается добраться до меня!
- Засрррранцы! - рычу в лицо пленителям, - Я буду жрррать ваши кости!
Может, рык и клыки испугают? Может, так меня отпустят?
Зверь на сцене издает жуткий раскатистый рык, и я вздрагиваю всем телом.
- Мне так жаль его, - шепчу я Йозефу.
Палач потирает руки и спокойно кладет ладонь на рукоятку топора.
- Дамы и господа! - звучит в зал его приятный и густой бас, - Сегодня перед вами будут разыграны краткие сценки из жизни повседневной, давно забытой и будущей. И наше представление мы откроем ритуальной жертвой. С давних времен люди приносили высшим силам свою собственность, часть урожая и животных, надеясь таким образом отделить кусочек себя и замолить свои грехи дымом жертвенного костра. Мы же присутствуем при казни, то есть жертве не богу, но высшей справедливости, закону. Присутствующее здесь... создание...
Палач простирает свободную руку к рычащему пленнику
-... повинно в отрицании образа человеческого, несоблюдении правил, бунте и нежеланию усваивать уроки. Это существо не было довольно ни ролью благочестивого танцора, ни маской верного пса. Что ж, теперь ему больше некуда будет надевать какую бы то ни было маску.
Палач снисходительно ждет, пока в зале умолкнут стишки.
- И пусть в ваших сердцах справедливость победит трагедию.
Он поворачивается к жертве.
- Последнее слово перед лицом господ и дам?
- Ррррежете честного человека, - я гордо поднимаю голову и расправляю плечи, - Брррродягу, не заслужившего смерррти. Тиррраны!
Никому не покажу, что ужасно боюсь.
Я наклоняюсь к своей собеседнице.
- Очень хорошая актерская игра, вы не находите, Анна? Надеюсь, нам покажут предысторию казни.
Бокалы на столе есть и я ищу взглядом вино. Мне хочется отпраздновать встречу со своими руками.
Это так жутко и неожиданно сознавать, что мое тело немеет, и кажется, будто я начинаю заваливаться назад. Я ощущаю это так же ясно, как то, что на самом деле сижу в мягком кресле ложи и со мной ничего не происходит. Мгновение дурноты проходит, оставив после себя легкое головокружение и пустившееся вскачь сердце.
- Ч-что? - шепчу я едва шевелящимися губами.
Замечание Йозефа меня немного успокаивает. Конечно же, я поверила талантливой актерской игре. Никто не собирается взаправду казнить несчастного полуволка.
- Да, это актер, - невпопад заявляю я собеседнику.
Скаут успеть издать короткий, жалобный, пронзительный вой, прежде чем его голова скатывается в заботливо подставленную корзину. Сознание парня темнеет.
Обмякшее тело убирают помощника палача. Крови нет.
Исполнитель казни, кряхтя, отдает топор ассистентам и кратко кланяется публике.
- Вы увидели короткую сценку, нравоучительную и подводящую нас к простому выводу: наши враги пострадают. Цирк был всегда, он странствовал между первых костров первых людей, он колеси по дорогам Рима и зачумленной Европы, он прокладывал себе путь через снега Тибета. И пусть его хозяева меняются, суть остается всегда - есть Та Сторона и есть Цирк. Та Сторона будет, пока живут сказки, и ей всегда будут нужны свежие души, Цирк будет стоять, пока души танцуют на Той Стороне. Так было и так есть. Так установлено Высшими Силами. А мы все - лишь исполнители ролей в этой пьесе. Вот вы...
Палец палача тычет в кого-то в зале:
- Вы, скажем, смешной Арлекин. А вы - грустный Пьеро, вы - его палец перемещается на ваш балкон и Йозефу кажется, что он указывает прямо на него, - Вы тот, кого никто не замечает! А я - всего лишь посланник Смерти.
От этого монолога не по себе. Но, к счастью, на столе действительность бутылка красного вина.
А после отворачиваюсь. В цирке я повидал и не такое, но казнь - это уже чересчур. От указания палача вздрагиваю.
- Вроде бы интересная постановка. Но, думаю, я уйду в антракте.
- Постановка ужасна! - с горячностью заявляю я Йозефу. - Он погиб не за какие-то преступления, а только потому, что был врагом цирка. Это же несправедливо!
Я принимаю у Йозефа бокал с вином и разом отпиваю половину. Не помню, чтобы прежде пила вино (но наверняка пила, как и все взрослые), поэтому я не понимаю, должен ли вкус быть таким пресным, или что-то не так с этим сортом.
- Да, такова участь наших врагов... тех, кто замышляет против нас! О, спасибо искусству за то, что оно порой может быть таким прямолинейным!.. Или все же в этой сцене таится двойная мораль и некоторая метафора? Решать тебе, зритель, а мы, меж тем, представляем новую сцену, в которой некие королевы присягнут на верность некоторому императору, но не сойдутся во мнениях и поссорятся. Предательства, война, вероломство, и все это на нашей сцене.
В кругл света выходят две дамы, обе высокие и красивые потусторонней красотой. Одна из них одета в черное платье с кружевами, другая - в белое, строгое и простое. Палач снимает свой колпак и надевает на голову черную корону. Его лицо остается в тени и выражение считать невозможно.
- Мои королевы, ваше царство принадлежит Цирку, - говорит он, - Встаньте на колени и помните, что мне есть дело до всего, что происходит.
Белая дама покорно встает на одно колено, а черная остается стоять.
- Мы обещали служить, но не обещали покоряться!
- Твоя сестра уже решила и я поддержу ее, - говорит коронованный палач, удаляясь со сцены.
Белая дама встает с колен и вместе с черной они начинают кружиться в странном, ломаном, но захватывающем танце. Красные ленты вьются из рук актрис, их движения напоминают выпады фехтовальщиков. В конце концов белая побеждает черную, пленив и связав ее. Статисты в белых одеждах выходят на сцену и накрывают поверженную актрису голубым полотном.
- Наш господин не терпит непослушания, - говорит в зал белая дама, - Он - феодал, он - император, его закон выше родственных уз. И ради этого я готова утопить и собственную сестру.
Здесь я сам себя обрываю на полуслове. Пытаюсь поймать ускользнувшую мысль, но не могу ее вспомнить.
- В общем, я сыт по горло. Давайте уйдем!
Решительно встаю со своего места и подаю Анне руку. Приятно смотреть на свои руки, пусть они и выглядят сейчас как-то странно. Но в чем странность - по прежнему не могу понять.
- Я буду рада уйти.
- Все на нас смотрят...
- Не могу не согласится. Давайте просто уйдем.
Я осторожно поворачиваю ее к выходу и увожу за собой. Черт! Как неудобно, когда тебя... видят. От этой мысли холод по коже. Ведь раньше же было по другому?
Коридор вовсе не такой, как его запомнила Анна. Он весь изодран, испорчен, паркетные дощечки вырваны. Вместо прежних портретов здесь теперь другие: улыбающийся бородатый мужчина в пиратском костюме и с крюком вместо руки, полный человек в котелке и жилетке, из кармана которой торчит губная гармошка, парень со странной прической в кожаной куртке, темноволосая девушка с мечом в руках.
Коридор петляет и извивается и, в конце концов, выводит вас в безлюдное фойе с ярким освещением, которое даже сначала слепит.
Йозеф прикрывается от света рукой и вдруг внезапно вспоминает, кто он такой, чем известен и как оказался здесь.
Я с грустью смотрю на свои руки. Я нашел им разгадку. Там, откуда я пришел и куда мне, видимо, придется вернуться, нет ничего, а там, где я был раньше, их тоже не было.
- Я мертв, - сообщаю я своей случайной знакомой, - Погиб при выполнении задания. Господин Улыбка что-нибудь говорил про меня?